усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;</li>
Личность является связующим звеном между социальной средой и ор­ганизмом человека, при этом она выступает во взаимодействии с культу­рой в трех важнейших аспектах:</p>
Имеющие место, на первый взгляд, расхождения в точках зрения на индивидуальную и социальную стороны физической культуры не носят антагонистического характера, не отличаются коренным образом. Скорее они подчеркивают факт наличия диалектического противоречия и един­ства между индивидуальным и социальным аспектами физической куль­туры, выражая тем самым двойственность эффекта от ее влияния [140].</p>
<strong>Личностный</strong> уровень освоения ценностей физической культуры опре­деляется: знаниями человека в области физического совершенствования; двигательными умениями и навыками; способностями к самоорганиза­ции; ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью [39; 103].</p>
К <strong>общественным</strong> ценностям физической культуры относятся: накоп­ленные человечеством специальные знания; спортивная техника, техно­логия спортивной подготовки; спортивные достижения, лучшие образцы моторной деятельности; методики оздоровления - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организа­ции ЗОЖ.</p>
Говоря о ценностном потенциале физической культуры, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: <strong>общественный и личностный</strong> - и <strong><em>представлять механизм преобразования общественных ценностей</em></strong> в личное достояние каждого человека.</p>
Общее для всего множества подходов - присутствие деятельностного аспекта, а также специфическое отражение индивидуального или соци­ального эффекта физкультурной деятельности.</p>
При построении концептуальных основ физической культуры в каче­стве системных признаков этого явления выделяются самые разные осно­вания. Подробные обзоры по этому поводу содержатся в работах Н.А. По­номарева [164]; В.М. Выдрина [47]; Л.П. Матвеева [130]; С.В. Молчанова [140]; В.И. Столярова [197]; Л.А. Зеленова, Ю.А. Лебедева [77]; Г.М. Со­ловьева [195]; Ю.М. Николаева [151, 152]; A. Wohl[256]; J. Riordan[251] и др.</p>
Удовлетворение жизненно важных потребностей, интересов, желаний личности связано с рассмотрением всех аспектов жизнедеятельности человека, в том числе с особенностями формирования мировоззрения, культуры, образования, системы общественных отношений. Физическая культура «пронизывает» все эти явления, выступая базовым, фундаментальным слоем всякой куль­туры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим соци­альный комфорт личности [227].</p>
Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.</p>
Все больше уходит в прошлое чисто механистический подход к по­ниманию физической культуры лишь как способа тренировки тела. Она выступает как базовый, фундаментальный слой, интегрирующее зве­но культуры в целом, содержащее большой потенциал воспроизводства личности. Отсюда вытекает ее равноправное, достойное место в общей культуре человека и общества, где все виды культуры (материальная, ду­ховная, физическая и др.) взаимопроникают, взаимообусловливают и взаи­модополняют друг друга [151].</p>
Специфической особенностью физической культуры, в отличие от других аспектов культуры, является направленность как на «физическое» в человеке, так и на его социально-психологические качества. Уже в самом понятии «физическая культура» заложено единство телесности и духов­ных начал личности.</p>
При этом необходимо особо подчеркнуть тот факт, что физическая культура как феномен общей культуры <strong>уникальна. </strong>Ее уникальность и исключительная значимость для правильного понимания жизненных про­цессов проявляется прежде всего в том, что именно она является естест­венным мостиком, позволяющим объединить социальное и биологиче­ское в процессе развития человека [12]. По мнению Н.Н. Визитея [38], она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке.</p>
По глубокому убеждению автора, осуществление конструктивной по­пытки по заявленному в названии данного раздела вопросу возможно лишь с позиций представления о физической культуре как органичном элементе культуры вообще или так называемой общей культуры.</p>
<strong>2.1. Общая характеристика содержания понятия «физическая культура» и его места в системе смежных понятий</strong></p>
<p style="text-align: center;">
Осуществление всестороннего анализа материалов по этому поводу в рамках данной работы не представляется возможным, да в этом и нет необходимости. Главным является выделение основных проблемных ас­пектов и по возможности более четкое, всесторонне обоснованное и ар­гументированное обозначение своих позиций по ним.<br />
В литературе имеется множество различных подходов к истолкованию сущности этого социокультурного феномена, не говоря уже об отдельных попытках формулирования и обоснования этого понятия, которых, по не­которым данным, насчитывается уже несколько сотен. Однако, несмотря на столь пристальное внимание, процесс теоретического осмысления это­го явления общественной жизни еще далек от своего завершения.</p>
Определение собственных позиций в терминологической проблеме необходимо начать с изложения представлений о сущности понятия «фи­зическая культура». При этом исходная позиция автора основывается на представлении о нем как собирательном и наиболее общем понятии, ха­рактеризующим соответствующую социальную сферу и специфическую человеческую деятельность в ней. Являясь наиболее общим,<strong> <em>содержание именно этого понятия во многом определяет содержание и соотноше­ние</em></strong> всех других.</p>
Глава 2. Анализ сущности понятия «физическая культура» Определение собственных позиций в терминологической проблеме необходимо начать с изложения представлений о сущности понятия «фи]зическая культура». При этом исходная позиция автора основывается на представлении о нем как собирательном и наиболее общем понятии, ха]рактеризующим соответствующую<p>
Комментариев нет:
Отправить комментарий